Юзабилити сайта

В точном переводе с английского Usability – «удобство и простота использования, практичность (характеристика качества программного обеспечения)». Для пользователя этот термин означает простоту в использовании интернет ресурса, а для владельца сайта – это увеличение посещаемости, конверсии, один из ключевых факторов, влияющих на поведение пользователя сайта. Часто бывает, когда пользователь не совершает действия на Вашем сайте, которого от него ждете: не регистрируется, не покупает товар или услугу. Это возможно ввиду неудобного интерфейса: незаметная кнопка, большое количество кликов для совершения целевого действия. В итоге Ваш сайт становится неконкурентоспособным.

«Юзабилити» сайта оценивается по следующим критериям:

  • Контент должен быть кратким, доступным, понятным и структурированным.
  • Навигация. На сайте должны быть меню, карта веб-ресурса, категории.
  • Строка поиска должна находиться на виду.
  • Дизайн должен быть простым.
  • Статьи должны быть наполнены полезными ссылками схожих тематик.

Главные правила «юзабилити»:

    • 2х секунд. Как показывает практика, никто не хочет долго ждать отклика сайта. Поэтому не стоит перегружать сайт тяжелыми флэшевыми заставками. Оптимальное время ожидания для пользователя – 2 секунды. Каждый разработчик должен стремиться к этому интервалу времени, если хочет, чтоб его сайт был конкурентоспособным.
    • 7±2. Это правило заключается в том, что не нужно располагать в навигационном меню более 7 пунктов. Учеными доказано, что кратковременная память человека может одновременно задержать 5-9 понятий. В основном этот факт и используется для создания меню при разработке сайта.
    • 80/20. Принцип Парето. Принцип заключается в том, что на 20% действий приходится 80% эффекта. То есть при определении 20% действий, пользователей, продуктов, услуг, которые приносят 80% дохода в Ваш бизнес, Вы можете увеличить свою прибыль, обратив особое внимание при разработке на эти 20%.
    • 3х кликов. Как показывает практика, никто не хочет искать необходимую информацию серфя долгое время по страницам. Поэтому сайт должен быть разработан таким образом, что бы пользователь мог попасть на любую другую страницу с главной, сделав не более 3х кликов.
    • Правило Фиттса. Несколько десятков лет назад Пауль Фиттс предложил модель по определению кратчайшего промежутка времени движения человека к цели, при этом время зависит от расстояния до цели и ее размеров. К примеру, часто посещаемые ссылки должны быть расположены рядом.
    • Перевернутая пирамида. По статистике наибольший успех имеют сайты, на которых главная мысль представлена в начале статьи, затем следуют ключевые моменты и в завершении написана менее важная информация. Этот стиль написания имеет наибольший успех, так как пользователь хочет получать основную информацию сразу.

8 ПРАВИЛ ЮЗАБИЛИТИ БЕНА ШНЕЙДЕРМАНА

      • Учитывайте возможности опытных пользователей (горячие клавиши, макросы и другое).
      • Все должно быть логично.
      • Предоставьте обратную связь.
      • Всегда доводите диалог до логического завершения.
      • Предоставьте простой вариант отмены действий.
      • Сделайте процесс переработки ошибок достаточно простым.
      • Создайте для пользователя ощущение, что все находится под контролем.
      • Старайтесь как можно меньше перегружать кратковременную память.

ПСИХОЛОГИЯ В «ЮЗАБИЛИТИ».

Эффект Зайгарник (неопределенности)

Приблизительно 100 лет назад психолог Блюма Зайгарник провела эксперимент, который заключался в том, что группе людей раздали задачи для решения, через некоторое время собрали то, что они успели сделать. После опроса выяснилось, что членам той группы больше запомнились те задачи, которые они не успели доделать. Люди не любят неопределенности, поэтому стараются как можно быстрее найти ответы на все вопросы. Этот эффект часто используют в рекламе, задавая интригующие вопросы, при этом не отвечая на них. Тем самым человек начинает интересоваться и переходит по ссылке на рекламируемую продукцию.

Баннерная слепота

Пользователь целенаправленно игнорирует все, что в какой-то мере похоже на рекламу. Переходя на тот или иной сайт, человек в первую очередь фокусирует взгляд там, где по его мнению может располагаться необходимая для него информация, обычно в контенте.

Синдром утенка

Как показывает практика, пользователи привязываются к первому, хорошо изученному ими дизайну и интерфейсу сайта, соответственно все новое они сравнивают с тем привычным, что было до этого. Иногда требуется большое количество времени, что бы пользователь смог освоиться в новом варианте сайта. Бывает и так, что потребитель совсем перестает заходить на сайт. Если проводиться редизайн сайта, то очень важно оставить ссылку на старый вариант сайта.

Зеркальный эффект

Это отображение вещей, фактов, которые каким-либо образом связаны с пользователем. Ведь то, что пересекается с нашим личным опытом, мы запоминаем намного проще и лучше. Обычно этот эффект находит применение в контенте сайта.

Принципы восприятия форм

      • Закон близости: мы воспринимаем в качестве группы предметы, расположенные недалеко друг от друга
      • Закон сходства: схожие предметы мы подсознательно группируем.
      • Закон симметрии: в качестве единого элемента мы воспринимаем сходные по симметрии предметы.

При создании сайта, если Вы соблюдаете все вышеизложенные правила и принципы или хотя бы пытаетесь это сделать, Вы получите сайт с высоким уровнем «юзабилити». Это в свою очередь значит, что посещаемость сайта будет достаточно высокой, продажи будут расти, Ваш бизнес будет преуспевать.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!